Пятница, 17.05.2024, 21:19
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2010 » Октябрь » 17 » Роль семьи в воспитании ребенка
15:52
Роль семьи в воспитании ребенка
Роль семьи в воспитании детей по материалам книги «Все о младшем школьнике» ( под редакцией Виноградовой Москва,«Вентана -Граф», 2004 Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачи­вают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного раз­вития. Семья оказывает определяющее влияние на становление лично­сти в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. ?] Справедли­во утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима. Из истории образования. «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». В.А. Сухомлинский Права ребенка Семья является частью общества. В ней, словно в капле воды, от­ражаются все происходящие в нем процессы, как положительные, так и отрицательные. В то же время семья сама влияет на общество, поскольку в ней растет будущий гражданин. Поэтому в резуль­татах семейного воспитания заинтересованы обе стороны. В Семейном кодексе Российской Федерации говорит­ся о необходимости укрепления семьи, построения семей­ных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех ее членов. Закон не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечивает беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав. Каждому родителю необходимо знать международные докумен­ты, определяющие права семьи и ребенка. Так, в принятой ООН Кон­венции о правах ребенка признается, что «ребенок является самостоя­тельным субъектом права», то есть имеет юридические права, интересы детей имеют приоритет перед интересами общества. Особо отмеча­ется, что для всестороннего гармоничного развития каждого ребенка ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В Конвенции подчеркивается, что ребенок имеет следующие права: • на создание условий для развития способностей, талантов; • на получение образования; • на участие в играх, культурных, творческих, развлекательных
мероприятиях. Уважение к мнению, взглядам, личности ребенка должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права. Одно из важнейших требований Конвенции — развитие и укрепление у детей чувства чести и достоинства. Каждый растущий человек имеет право свободно выражать свое мнение, нельзя применять к нему унижающие формы обращения и наказания. Основные положения Конвенции нашли отражение в Семейном кодексе РФ. Справка юриста. В статье 57 Семейного кодекса говорится: «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушан­ным в ходе судебного и административного разбирательства». Права и обязанности родителей В статье 63 Семейного кодекса РФ указывается: 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духов­ном и нравственном развитии своих детей. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право вы­бора образовательного учреждения и формы обучения детей до получе­ния ими основного общего образования. Статья 65 Семейного кодекса гласит: «Родительские права не мо­гут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родите­лей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причи­нять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравствен­ному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренеб­режительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Школа — семья — ребенок Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу сни­жается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Из истории образования. «Нельзя сводить духовный мир ма­ленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, В.А. Сухомлинский Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю за­боты о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо по­нимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образо­ванности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не воз­никли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пы­таться дома переучить ребенка. Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обуче­ние в школе? 1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой по­винности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в ка­кой помощи нуждается ребенок. 2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает но­вые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в па­нику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать та­ких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил». Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую ус­певаемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх — плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении. 3. При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняй­те в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не толь­ко не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и ли­шают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает трудности? Как помочь ему их пре­одолеть? 4. Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи
в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят
свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок
(«я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя,
а значит, уменьшают возможность своего влияния на него. 5. Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обяза­тельно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверен­ность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха. Замечательно сказал об этом В. Берестов: Любили тебя без особых причин За то, что ты — внук, За то, что ты — сын, За то, что — малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмеш­ки сверстников, глубоко переживают соб­ственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об инди­видуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к пере­живаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимо­отношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав...», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п. Постепенно у младшего школьника формируется потребность де­литься с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помо­щи. Будьте при этом доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас его расска­зы, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжела­тельно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его са­мостоятельности. При установлении взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника важно учитывать также то, что авторитарность родителей, акцентирование недостатков детей порождают у них тре­вожность, безынициативность. Сверстникам не интересно с такими детьми. Трудно устанавливать взаимоотношения и тем детям, которые до школы общались преимущественно со взрослыми, а также чрезмерно опекаемым в семье. Они в классе робки, незаметны, необщительны, при этом многие из них хорошо воспитаны и добры. Поскольку у них не развито умение взаимодействовать с другими детьми, сверстники выби­рают в друзья энергичных, инициативных, самостоятельных. Родители могут помочь ребенку наладить дружбу с одноклассни­ками, приглашая их в гости, участвуя в подготовке школьных праздни­ков, организуя посещения музеев, театров и т.п. Позаботьтесь о том, чтобы во время этих мероприятий ребенок тоже был активен: научите его подвижным играм, в которые можно поиграть с одноклассниками, несложным фокусам и др. Застенчивые дети чувствуют себя более уве­ренно, когда занимаются тем, что умеют, с чем легко справляются.
Просмотров: 903 | Добавил: shcoolstrana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: